Главная
КОМПАС-CLOUD
Скачать
Цены   
Вебинары
Форум
Новости
Контакты
Решение для

Подписка на рассылку компании "КОМПАС":
Повышаем эффективность бизнеса - бесплатные online-семинары

Подписаться письмом

Подписка на рассылку НК "Услуги для бизнеса":
Эффективное управление бизнесом: просто о сложном

Подписаться письмом

Архив по годам:

1995    1996    1997    1998    1999    2000    2001    2002    2003    2004    2005    2006    2007    2008    2009    2010    2011    2012    2013    2014    2015    2016    2017    

Маэстро туш

Маэстро туш

Процедура приёма и переработки сырья


Когда руководство какого-либо предприятия принимает решение об автоматизации управления, перед ним встаёт проблема выбора подходящего программного продукта. Суть её в том, что на рынке делового ПО в настоящее время представлено довольно много ERP-систем как отечественной, так и западной разработки.


Самая правильная, хотя и достаточно дорогостоящая тактика - проведение хорошо подготовленного тендера. Впрочем, что значит дорогостоящая? Все равно это в общем случае гораздо дешевле, чем закупать лицензии и услуги по внедрению наобум, руководствуясь, например, советами партнера по гольф-клубу (это, кстати, частенько случается на западе) или последней статьей в популярном ИТ-журнале, после чего зачастую потраченные на проект деньги улетучиваются в никуда а ля "утренний туман".

Когда при составлении тендерной документации формулируются критерии отбора ПО, очень важно помнить о необходимости проверки, учитывают ли анализируемые системы отраслевую специфику конкретного предприятия, а если нет, то возможна ли адаптация в разумные сроки и за разумные деньги.

Все подсистемы ERP-комплекса можно поделить на инвариантные к отраслевой специфике и подверженные ее влиянию. Конечно, инвариантность эта достаточно условна, тем не менее, можно сказать, что бизнес-процессы управления финансами (в том числе, бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, финансового анализа), управления активами, учета кадров и др. определяются, в первую очередь, общими методиками и финансовым законодательством. Для отраслевых настроек вполне достаточно имеющихся во всех ERP-системах средств параметризации и правильного заполнения системных справочников.

К наиболее же специфичным участкам автоматизации автор отнес бы, исходя из собственного опыта, расчет заработной платы (в части методов сдельной оплаты труда) и управление производством.


В данной статье, предназначенной ИТ-специалистам, обслуживающим предприятия мясоперерабатывающей промышленности, мы остановимся только на одной черте, которая представляется совершенно необходимой для автоматизации управления производством на мясокомбинате, а именно на автоматизированной процедуре приема и переработки мясосырья.

Эта процедура должна обеспечивать решение следующих задач:

  • Регистрация входных данных в зависимости от варианта приёмки скота.
  • Расчёт нормативного выхода мяса по категориям в зависимости от упитанности и возраста.
  • Вычисление и учёт нормативного веса исключаемых составляющих.
  • Распределение фактического веса исключаемых составляющих по категориям мяса пропорционально нормативному весу.
  • Вычисление стоимости исключаемых составляющих.
  • Вычисление чистой стоимости и цены мяса, в том числе с учётом охлаждения.
  • Генерация и формирование выходных данных и отчётов.

Регистрация входных данных

Исходя из существующей практики мясоперерабатывающих комбинатов, для регистрации входных данных система должна обеспечивать наличие, как минимум, двух типов входных документов: "Приём скота по живому весу" и "Приём скота по весу и качеству". Каждому из этих типов должна соответствовать удобная экранная форма ввода и корректировки входных данных, снабженная средствами (например, кнопками) для проведения необходимых расчетов.

Для приёма по живому весу должны отражаться следующие данные:

  • Количество голов скота.
  • Распределение по категориям упитанности и возраста (молодняк / взрослое животное и т.п.).
  • Живой вес, с учётом предыдущего пункта.
  • Информация о ветеринарных документах.

При приёме по весу и качеству, кроме того, необходима регистрация товарно-транспортной накладной и акта приёма, в котором будут отражены количество голов скота и его общий живой вес с распределением его по возрасту и категориям, вес парного мяса по категориям.

Оба типа входных документов должны иметь поля для занесения нормативного веса продуктов каждой категории, который будет рассчитываться автоматически, а также фактически полученного веса, который, как известно, в реальной жизни никогда не соответствует нормам. Кроме того, необходимы поля для занесения ветеринарного брака.


Расчёт нормативного выхода мяса и исключаемых составляющих

Для расчета нормативного выхода мяса по категориям упитанности и возраста в системных справочниках или спецификациях туш должны устанавливаться нормативные коэффициенты выхода. В процессе оформления приемки сырья нормативный вес мяса по категориям рассчитывается автоматически с учетом именно этих норм.

В случае приема по живому весу норма устанавливается как процент от живого веса, а при приеме по весу и качеству - от веса мяса. На основании этих норм также производятся автоматические расчеты по простейшим формулам.


Вычисление чистой стоимости и цены мяса

Процедуры распределения фактического веса исключаемых составляющих по категориям мяса и вычисления стоимости исключаемых составляющих носят сугубо служебный характер. На основании их результатов определяется стоимость каждой категории полученных при разделке мясопродуктов.

Распределение фактического веса исключаемых составляющих по категориям мяса служит для того, чтобы относительно равномерно повысить учетную стоимость каждой категории мясосырья. Данное повышение естественным образом возникает, например, за счет того же ветеринарного брака. Распределение ведется пропорционально фактическому выходу каждой категории мяса с учетом нормативного веса исключаемых составляющих, вычисленного в предыдущей процедуре.

Вычисление стоимости и цены каждой категории мяса необходимо для дальнейшего корректного складского учета, правильного бухгалтерского списания сырья при передаче в производство и, в конечном итоге, для определения себестоимости готовой продукции. Расчет себестоимости может производиться, как в подсистеме управления производством, так и в других подсистемах (например, управления затратами или управления финансами). Конкретная реализация зависит от структуры выбранного комплекса.


Генерация и формирование выходных данных и отчётов

По результатам работы автоматизированной процедуры приёма и переработки мясосырья необходимо сформировать, как минимум, три выходных документа: рапорт о переработке скота в соответствии с установленной формой для обоих видов приёма, приходную накладную и счёт-фактуру на прием мяса по категориям.

Рапорт о приеме мяса по категориям, в котором фиксируются количественные результаты приема, служит для анализа качества сырья и произведенного разруба. В нем сравниваются нормативный и фактический выход по каждой категории мяса и субпродуктов.

Приходная накладная, все стоимостные данные которой формируются автоматически по результатам работы процедуры, служит основанием для изменения складских остатков по видам складской номенклатуры (каждой категории мяса присваивается отдельный номенклатурный номер). Накладная может записываться в базу данных без показа пользователю, а может предварительно выдаваться на экран для утверждения. В этом случае номенклатурные остатки автоматически пересчитываются только после нажатия клавиши "ОК".

Счет-фактура необходим для отправки поставщику в соответствии с действующим финансовым законодательством.


Аналитические функции

Эти функции не входят впрямую в автоматизированной процедуре приема и переработки мясосырья, но они позволяют полноценно использовать введенную с ее помощью в БД информацию.

Приведу только один (но очень полезный) пример. В статье "Воруете? Ну-ну…" (БиК 04/2006) я рассказывал о том, как наличие такой процедуры помогает бороться с хищениями на мясокомбинатах. Для этого программное обеспечение должно включать отчеты, отражающие соотношение фактического и нормативного выхода мясосырья и субпродуктов в разрезе материально-ответственных лиц (приемщиков) за произвольный временной период, задаваемый пользователем клавиатуры. При этом под отчетами необязательно понимать "твердые копии" (hardcopy) - порой достаточно наличия оперативных экранных таблиц (например, в excel-формате).

В общем и целом можно сказать, что аналитические возможности - один из существенных критериев выбора системы. При этом под возможностями понимаются не только "готовые" отчетные формы (включенные в тиражную версию ПО), но и наличие инструмента, позволяющего настраивать анализ данные в непредусмотренных разработчиками разрезах, не обладая квалификацией программиста и затрачивая на настройку минимум времени.


В статье приведен обобщенный алгоритм автоматизации процедуры приема и переработки мясосырья. В каждой конкретной системе управления производством он может выглядеть несколько по-иному. Но, тем не менее, при выборе ПО стоит проверить наличие или хотя бы возможность недорогой реализации всех описанных в статье этапов процедуры - без них автоматизация управлением мясоперерабатывающим производством будет неполноценной.

Автор может с гордостью сказать, что подавляющее большинство упомянутых функций уже присутствует в отраслевом решении ERP-системы "КОМПАС" для мясоперерабатывающей промышленности.



Гл. эксперт компании "КОМПАС", к.т.н. Игорь Якобсон

e-mail: sensr@kompac.spb.su

Архив по годам:

1995    1996    1997    1998    1999    2000    2001    2002    2003    2004    2005    2006    2007    2008    2009    2010    2011    2012    2013    2014    2015    2016    2017    

Проекты

На выходе новая версия CRM-системы КОМПАС: Маркетинг и менеджмент с расширенной связью с мобильными приложениями.

Мероприятия

Компания "КОМПАС" приняла участие в Международном Инновационном Форуме и конференции iFresh.
Rambler's Top100
Rambler's Top100



Яндекс.Метрика