Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.
Ок

ERP-система – мода или необходимость?

Начало этого года ознаменовалось для России массовым демаршем крупнейших западных ИТ-вендоров. Эта ситуация естественным образом подстегнула процесс импортозамещения в ИТ-сфере, и уже в марте 2022 года Президентом РФ был подписан Указ «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ».

Комментируя его содержание, замглавы Минцифры Максим Паршин в интервью CNews, в частности, сообщил о том, что готовится программа поддержки отечественной ИТ-отрасли. Кроме мер, которые будут способствовать развитию субъектов этой сферы деятельности, программа предусматривает поддержку предприятий, использующих отечественное ПО. И он же отметил: «Понимая, что ресурс (речь идет о финансовых ресурсах. – авт. ) не бесконечен, мы приняли решение сконцентрироваться на том программном обеспечении, которое напрямую связано с эффективностью бизнеса, но не является обязательными в силу закона. ERP- системы, CRM, специализированные сервисы, необходимы малому бизнесу: гостиницам, автосервисам, ресторанам — то, что непосредственно влияет на эффективность бизнеса, повышает его качество, снижает издержки».

Почему именно на ERP-системах и ее подсистемах Максим Паршин сделал акцент, легко понять: это те инструменты, которые как раз и предназначены для повышения качества управления и, в конечном счете, для роста эффективности бизнес-процессов на производствах, в организациях и учреждениях самых разных отраслей.

ERP- системы, действительно, не являются «обязательными в силу закона». По той простой причине, что для многих предприятий (в первую очередь, для субъектов малого бизнеса) – это не самое рациональное решение. Этот программный продукт предназначен, в большей мере, для крупных предприятий и организаций (не обязательно промышленных), в структуре которых десяток или даже десятки подразделений, обширная номенклатура выпускаемой продукции, разветвленная клиентская сеть и внушительный список поставщиков. Чем крупнее становится компания, тем сложнее управление ее бизнес-процессами, тем очевиднее необходимость их автоматизации. Хотя стоит отметить, что в последнее время некоторые модули ERP-системы стали внедряться и на малых и средних предприятиях.

ERP-системы, в отличие от предшествовавших им MRP и MRP II, с самого начала своего появления в 1990 году позволили оптимизировать не только производственную группу бизнес-процессов (планирование, закупку, управление договорами и т.д.), но и бухгалтерский учет, ценообразование, интеграцию баз данных ключевых подразделений. То есть, по сути, объединить в едином контуре все ключевые направления предприятий и таким была создана база не только для оперативной аналитики, но и для принятия более грамотных управленческих решений – для топ-менеджмента бизнес стал прозрачным.

На российском рынке ERP-системы появились уже в 90-е годы прошлого столетия. Причем не только западные решения, но и первые отечественные продукты. Однако долгое время скептики пытались доказать, что ERP – это не более чем модная тенденция. В принципе, несложно предположить, откуда «растут ноги» у подобных утверждений.

Действительно, в первые годы практики внедрения ERP-систем (в том числе российской практики) топ-менеджмент, принимая решение, в некоторых случая руководствовался или собственным настроением дня, или желанием не отстать от конкурентов, которые оптимизировались с применением именно ERP. А иногда руководителям предприятий «везло» на убедительных и очень напористых менеджеров, продвигающих это ПО.

И принимая решение на скорую руку, руководитель, получается, брал кота в мешке, особо не задумываясь о таких «деталях» как, например, неадаптируемость предлагаемого коробочного или облачного решения к конкретному производству, отсутствие грамотного технического задания и тем более грамотного описания существующих на предприятии бизнес-процессов, неготовность сотрудников компании к изменениям, несовпадение предлагаемого функционала заявленным требованиям, и многое, многое другое.

Ситуация, конечно, из разряда «крайность», но чем-то из числа именно таких крайностей объясняется разочарование некоторых руководителей внедренной в их компаниях ERP-системой. Что в результате? А в результате, по мнению западных аналитиков, внедряемые ERP-системы не используют до 25-30% возможностей этого программного решения.

Итак, как понять, что вашей компании необходима ERP-система.

На сей счет существуют академические алгоритмы определения факторов, диктующих внедрение соответствующего ПО. Один из вариантов – методология TOGAF, предлагающая последовательность действий для проектирования, описания, внедрения ИТ-архитектуры предприятия. В частности, она включает определение слабых звеньев в цепи бизнес-процессов, формирование команды так называемых стейкхолдеров – то есть людей, обладающих правом принятия решений и готовых к изменениям в бизнес-архитектуре, архитектуре данных, архитектуре приложений, технологической архитектуре. И только после определения конечной цели требуемых изменений и путей их достижения возможно принятие решения о внедрении ERP-системы.

А практически это выглядит так.

Будем исходить из того, что ваше предприятия всерьез нацелено на развитие и ориентировано на применение современных технологий - без этого оно просто не будет конкурентоспособным.

Вот самые показательные маркеры, которые должны заставить вас задуматься, что пора меняться:

  • слишком много рутинной, в том числе бумажной работы, которая пожирает время сотрудников
  • непозволительно долго готовятся бухгалтерские, юридические документы, утрачивается контроль за их подготовкой и согласованием,
  • принятие решений затягивается до невозможности по причине несогласованности действий отдельных подразделений,
  • базы данных отдельных подразделений (даже а рамках одного бизнес-процесса) существуют автономно друг от друга и сводить их в едином формате можно только вручную,
  • нарушение взаимодействия между отделами и филиалами,
  • информация о текущем состоянии производства поступает с опозданием на часы или даже дни,
  • аналитика готовится практически «на коленке»,
  • снижается оперативность предоставления информации об остатках на складах, о движении товарных групп, о финансовой ситуации,
  • нет возможности выстраивать оперативный диалог с клиентами по причине отсутствия соответствующей информации,
  • IT-отдел бесконечно пытается «сшивать» автономные приложения, при этом часть данных или теряется, или становится труднодоступной,
  • заметно снижается контроль за действиями персонала.

То есть, в этом во всем - один сплошной «человеческий фактор», причем чем дальше, тем очевиднее становится необходимость автоматизации и роботизации. Применение различных подсистем ERP (CRM- взаимоотношение с клиентами, HRM – кадровый менеджемент, система электронного документооборота, WMS – управление складом и т.д.) фактически создают единый организм из всех бизнес-процессов предприятия. Все, что происходит в компании и за ее пределами (поставщики и заказчики) – на экране монитора в режиме реального времени.

Да, ERP-система - не дешевое и технически не самое простое ПО-решение. Но если ваша фирма работает в условиях жесткой конкуренции, если вы всерьез нацелены использовать возможности процесса импортозамещения в современных условиях - скорее всего, вы примете верное решение о необходимости цифровизации и автоматизации бизнес-процессов, интеграции всей существующей в вашей компании информации в едином ИТ-пространстве.